🎹Мы активно готовимся к музыкальному фестивалю «НАШЕ», который пройдет во Дворце горняков 9 ноября.
Проект посвящен 90-летию Курской области и реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
🌟Сегодня мы знакомим вас с Вадимом Людвиковским – нашим земляком, одним из популяризаторов свинга и оркестрового джаза в СССР.
Его имя носит джаз-оркестр Курской государственной филармонии, который выступит в концертной программе нашего фестиваля.
Вадим Людвиковский (23.4.1925 – 10.12.1995) обрел известность как один из наиболее новаторских бенд-лидеров Советского Союза и как дирижер легендарного оркестра Гостелерадио. Его аранжировки звучали в «Бриллиантовой руке», фильме «Иван Васильевич меняет профессию», первых сериях мультфильма «Ну, погоди!»
Вадим Николаевич Людвиковский родился в Курске. Его семья была связана с музыкой. Отец был руководителем военного оркестра — в этом же ансамбле уже в восьмилетнем возрасте Вадим Людвиковский будет играть на гобое. Талант Вадима проявился еще с раннего детства, так как еще раньше, в четырехлетнем возрасте он начал играть на рояле, а по достижении пяти лет начал сочинять и собственную музыку. Свои таланты и способности юный музыкант применял на танцевальных мероприятиях в школе.
В 1941 году Вадим Людвиковский успешно окончил Курское музыкальное училище и после окончания войны даже продолжил своё образование в Ленинградской консерватории. Во время Великой Отечественной войны же Людвиковский был призван на военную службу, где служил кларнетистом в военном духовом оркестре — какое-то время он выступал с ансамблем Минского военного округа, для которого он написал первые аранжировки. Затем он руководит оркестром Белорусского военного округа, где встречается с Эдди Рознером — известным аранжировщиком, композитором и дирижером, который очень сильно повлиял на развитие джаза в СССР. Под его руководством Людвиковский впоследствии будет приглашен в Госджаз БССР в качестве пианиста и аранжировщика. Это недолгое сотрудничество очень сильно повлияло на становление Людвиковского как артиста: за время работы при Рознере Людвиковский по-настоящему утвердил себя как композитор.
Однако в 1946 году, в связи с проведением компании по критике джаза в СССР, Эдди Рознера арестовывают на 10 лет при попытке пересечь границу, и оркестр Госджаза Белорусской республики распускают.
В 1947 году Людвиковский был приглашен в Государственный эстрадный оркестр РСФСР под руководством Леонида Утесова. В этом коллективе Людвиковский проработал 10 лет в качестве дирижера, пианиста, аранжировщика и музыкального руководителя.
В 1966 году Гостелерадио СССР предложило Вадиму Людвиковскому, музыканту и композитору, создать собственный оркестр. Людвиковский собрал ансамбль из уже известных джазовых солистов. Оркестр получил название «Концертный эстрадный оркестр», и он крайне успешно развивался – записывал произведения джазовых композиторов, выступал на джаз-фестивалях в Москве (1966-1967), Праге (1967), Варшаве («Jazz Jamboree-68»), выступал в концертном зале им. Чайковского совместно с Большим симфоническим оркестром под управлением Г. Рождественского, записывал музыку для известных советских фильмов, например, для «Джентльменов удачи» и «Украли старого Тоомаса».
Несмотря на успехи, в том же году произошло неожиданное – оркестр Вадима Людвиковского был расформирован. Причина заключалась в национальных напряжениях – в оркестре работали шестеро музыкантов еврейской национальности, что, в связи с тогдашними сложностями в отношениях между СССР и Израилем, вызвало недовольство руководства Гостелерадио. Советский эстрадный певец Вадим Мулерман вспоминал: «Поздравляя коллектив Гостелерадио с новым, 1971 годом, он заявил: «Обойдемся в Новом году без мулерманов, мондрусов и александровичей», то есть без евреев. Людвиковского упрекали в том, что в его эстрадном оркестре много евреев.
За музыкантов оркестра даже пытался заступиться автор «Катюши» Матвей Блантер: «Это замечательный оркестр, их даже Би-Би-Си передает». Чиновник же ответил на это: «Вот поэтому они нам и не нужны».
На руинах оркестра Людвиковского возник ансамбль «Мелодия», ведомый Гараняном и Чижиком. Кто-то из музыкантов ушел в оркестр Силантьева. Сам же Людвиковский после роспуска своего оркестра был вынужден заняться исключительно композиторской деятельностью, фактически исчезнув из новостной повестки. В декабре 1995 года джазмена нашли замерзшим на одной из московских улиц. Однако память о Людвиковском живет: как минимум в Курске — на его родине — открыли памятник музыканту, а Курский джаз-оркестр гордо носит имя Вадима Николаевича.
#фондкультурныхинициатив #НАШЕ46 #фестивальнаше